Система охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа с при­нудительной циркуляцией охлаж­дающей жидкости и расширитель­ным бачком.

Система охлаждения двигателя: 1 — радиатор отопителя; 2 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя; 3 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 4 — шланг насоса охлаждающей жидкости; 5 — шланг расширительного бачка; 6 — пароотводящий шланг радиатора отопителя; 7 — крышка расширительного бачка; 8 — расширительный бачок; 9 — термостат; 10 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора двигателя; 11 — шланг подвода жидкости к дроссельному узлу; 12 — пароотводящий шланг радиатора двигателя; 13 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 14 — радиатор двигателя; 15 — пробка сливного отверстия радиатора; 16 — электровентилятор радиатора двигателя; 17 — насос охлаждающей жидкости; 18 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 19 — шланг отвода охлаждающей жидкости из дроссельного узла

В системе охлаждения двигателя используются специальные жидко­сти на основе смеси воды с этилен-гликолем. У них пониженная темпе­ратура замерзания и высокая темпе­ратура кипения. Кроме того, благо­даря комплексу добавляемых приса­док охлаждающая жидкость препят­ствует коррозии стенок каналов, не вспенивается, продлевает срок службы сальника насоса охлаждаю­щей жидкости.

Циркуляцию жидкости в системе обеспечивает центробежный насос, установленный в блоке цилиндров. Привод насоса осуществляется зуб­чатым ремнем привода ГРМ.

Система охлаждения состоит из двух так называемых кругов цирку­ляции. Малый круг не включает в себя радиатор двигателя, и жидкость омывает только блок цилиндров и го­ловку блока цилиндров, а также про­текает через канал дроссельного узла и радиатор отопителя. Радиатор ото-пителя встроен в систему охлаждения двигателя и предназначен для обогре­ва салона за счет циркуляции через него горячей охлаждающей жидкости. При движении по большому кругу охлаждающая жидкость проходит че­рез радиатор двигателя, где охлажда­ется набегающим потоком воздуха. Управляет направлением потока жид­кости в системе охлаждения двигате­ля термостат. В нем установлены два клапана — основной и перепускной (дополнительный). Основной клапан управляет циркуляцией жидкости по большому кругу, а перепускной — по малому. Клапаны связаны между со­бой: когда один открывается, второй закрывается, и наоборот.

На холодном двигателе перепуск­ной (дополнительный) клапан тер­мостата открыт, и жидкость цирку­лирует только по малому кругу. При температуре около 87 °С основной клапан термостата начинает откры­ваться, а перепускной — закрывать­ся, и некоторое время жидкость циркулирует по малому и большому кругу одновременно. При темпера­туре 102 °С основной клапан термо­стата открыт полностью, а перепуск­ной закрыт, и весь поток жидкости проходит через радиатор двигателя. При недостаточно интенсивном воз­душном потоке охлаждение радиа­тора производится электровентиля­тором. Он установлен за радиатором двигателя и включается по сигналу электронного блока управления дви­гателем.

Для компенсации теплового рас­ширения жидкости в системе охлаждения установлен расшири­тельный бачок. В пробке бачка раз мешены впускной и выпускной предохранительные клапаны, что позволяет поддерживать оптимальное давление в системе при нагреве жидкости, а также компенсировать разрежение при ее остывании.


Добавить комментарий