Ремонт генератора

Замечание

В автомобили устанавливают гене­раторы различных производителей, которые могут незначительно отли­чаться конструкцией (выпрями­тельным блоком и регулятором на­пряжения и способом их крепле­ния). Ремонт всех генераторов не имеет принципиальных отличий.

В автомобилях без компрессора кондиционера можно заменить ре­гулятор

напряжения и выпрями­тельный блок, не снимая генератор с двигателя.

Для выполнения работы потребу­ются:

—  мультиметр;

—   блок питания с регулируемым напряжением до 20 В или зарядное устройство для аккумуляторной ба­тареи;

—   трех или двухзахватный съем­ник;

—   оправка из набора чашечного съемника для выпрессовывания пе­реднего подшипника.

Разборка генератора:

Снимаем генератор с автомобиля (см. выше).

Отжав три пружинных фиксатора, снимаем защитный кожух выпрямительного блока.

Разборка генератора

3. Крестовой отверткой отворачи­ваем два винта крепления регулято­ра напряжения.

Разборка генератора

4. Отсоединяем от вывода регуля­тора напряжения колодку провода и снимаем регулятор.

Разборка генератора

5. Накидным ключом на 8 мм от­ворачиваем четыре болта, соединяю­щих выводы обмоток статора с бло­ком выпрямителей (запомните, как установлены изолирующие и упор­ные шайбы).

Разборка генератора

Замечание

На генераторах некоторых произ­водителей выпрямительный блок закреплен винтами.

Разборка генератора

6. Осторожно отгибаем в сторощ провода выводов обмотки статора.

Разборка генератора7. Крестовой отверткой отвора­чиваем винт крепления конденса­тора.

Разборка генератора

8. Снимаем выпрямительный блок вместе с конденсатором.

14.5.5_8

9. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем две гайки контактного болта. Снимаем с болта дистанционную и изолирующие втулки, вынимаем болт из выпрямительного блока и снимаем с контактного болта наконечник конденсатора.

10. Маркером наносим метки взаимного расположения передней и задней крышек генератора (для упрощения сборки).

14.5.5_9

11. Торцовым ключом на 8 мм от­ворачиваем четыре болта, стягиваю­щих переднюю и заднюю крышки генератора.

14.5.5_10

12. Шлицевой отверткой аккурат­но раздвигаем крышки генератора.

14.5.5_11

13. Отсоединяем заднюю крышку вместе с обмоткой статора от перед­ней крышки.

14.5.5_12

Рекомендация

Для определения технического со­стояния заднего подшипника пока­чайте из стороны в сторону и энер­гично повращайте его наружное кольцо. Подшипник не должен иметь значительного люфта, а кольцо должно свободно вращать­ся без заеданий и посторонних шу­мов. Неисправный подшипник не­обходимо заменить.

14. Маркером наносим метку на статоре (для обозначения ее положе­ния относительно задней крышки).

14.5.5_13

15. Вынимаем статор из задней крышки генератора.

14.5.5_14

Рекомендация

Для определения технического со­стояния переднего подшипника, удерживая рукой шкив, покачайте из стороны в сторону и повращай­те переднюю крышку. Если под­шипник заедает, имеет значитель­ный люфт или при энергичном вращении крышки шумит, то его необходимо заменить. Завод-изготовитель рекомендует ме­нять передний подшипник ротора вместе с передней крышкой генера­тора, так как он завальцован в крыш­ке. Но, учитывая то, что стоимость подшипника значительно ниже сто­имости новой передней крышки и, тем более, генератора в сборе, целе­сообразно выпрессовать и заменить неисправный подшипник.

14.5.5_15

16. При необходимости замены переднего подшипника генератора торцовым ключом на 24 мм отворачиваем гайку крепления шкива, удерживая шкив раздвижными пассатижами.

17. Снимаем с вала ротора шкив с пружинной 3 и плоской шайбой 2, дистанционную втулку 1.

14.5.5_16

18. Наворачиваем гайку крепле­ния шкива на резьбу вала ротора (заподлицо с торцом). Ударами мо­лотка с резиновым бойком по гайке выпрессовываем ротор из переднего подшипника.

14.5.5_17

19. При необходимости замены переднего подшипника генератора устанавливаем переднюю крышку в тиски (на губки тисков должны быть надеты накладки из мягкого металла).

20. Подобрав подходящие оправки из набора чашечного съемника, выпрессовываем подшипник из посадочного гнезда в передней крышке.

14.5.5_1821. При необходимости замены заднего подшипника генератора закрепляем ротор в тисках с мягкими накладками на губках. Универсальным съемником спрессовываем задний подшипник с вала ротора.

14.5.5_19

Проверка генератора

1. Проверяем обмотки статора: а) прикладывая щупы омметра к контактным кольцам ротора, проверяем обмотку возбуждения на отсутствие обрыва. Сопротивление исправной обмотки возбуждения должно быть 5—10 Ом;

14.5.5_20б) подсоединяя щупы омметра к любому контактному кольцу и к ротору, проверяем обмотку возбуждения на отсутствие замыкания на «массу». При исправной обмотке ротора омметр должен показать бесконечно большое сопротивление.

14.5.5_212. Проверяем обмотки статора: а) поочередно подсоединяя щупы омметра к выводам обмотки статора, проверяем обмотку на обрыв. При отсутствии обрыва омметр будет показывать малое электрическое сопротивление (около 10 Ом);

14.5.5_22б) подсоединив щупы омметра к любому выводу обмотки и к статору, проверяем обмотку статора на отсутствие замыкания на «массу». Если короткого замыкания нет, омметр должен показать бесконечно большое сопротивление.

14.5.5_23

3. Проверяем выпрямительный блок:

Замечание

Исправный полупроводниковый диод проводит электрический ток только в одном направлении. Диод неисправен, если он не проводит ток или проводит ток в обоих направлениях.

а) подсоединяем щуп отрицательного вывода омметра (в режиме проверки диодов) к общей шине вспомогательных диодов 1, а щуп положительного вывода — к выводу проверяемого диода 2. Исправный щуп не должен пропускать ток (сопротивление стремится к бесконечности).

14.5.5_24б) меняем щупы тестера местами. Если диод исправен, омметр должен показать наличие сопротивления (несколько сотен Ом). Аналогично проверяем два других вспомогательных диода;

14.5.5_25в) подсоединяем щуп отрицательного вывода омметра к пластине выпрямительного блока, в котором запрессован проверяемый диод, щуп положительного вывода — к выводу диода. Исправный диод не должен пропускать ток (сопротивление стремится к бесконечности);

14.5.5_26г) меняем щупы тестера местам. Если диод исправен, омметр должен показать сопротивление в несколько сотен Ом.

14.5.5_27

Аналогично проверяем другие си­ловые диоды.

4. Проверяем регулятор напряже­ния:

а)  осматриваем щетки регулятора напряжения, убеждаемся в их подвижности. Если щетки обломаны или сильно изношены (выступают из щеткодержателя не более чем на 5 мм), либо их подклинивает в щеткодержателе — регулятор напряжения необходимо заменить;

б)  для проверки регулятора напряжения собираем простейшую схему (см. ниже). К «массе» регулятора проводом подсоединяем отрицательный вывод источника питания, а к его выводу — положительный. Контрольную лампу подключаем к щеткам регулятора напряжения;

Предупреждение!

При подсоединении к регулятору напряжения проводов, подающих напряжение, строго соблюдайте по­лярность. Неправильное подсоеди­нение проводов выведет из строя исправный регулятор напряжения.

Вольтметром контролируем на­пряжение, подаваемое на регулятор напряжения;

Схема проверки реле

Схема проверки реле-регулятора:

1 — мультиметр (в режиме вольтметра);

2 — контрольная лампа; 3 — «масса» регулятора напряжения; 4 — вывод ре-гулятора напряжения; 5 — щетки

в) включаем блок питания и подаем напряжение 13 В на регулятор напряжения. Контрольная лампа должна загореться, свидетельствуя о том, что при таком напряжении в бортовой сети автомобиля ток возбуждения будет поступать на обмотку ротора генератора;

Схема проверки реле

г) постепенно поднимаем напряжение до тех пор, пока контрольная лампа не погаснет. Напряжение, при котором гаснет контрольная лампа, должно быть 14,5—14,7 В;

д) снижаем подаваемое напряжение, пока контрольная лампа не загорится снова. Напряжение, при котором включилась контрольная лампа, не должно быть ниже 13,2 В.

5. Проверка конденсатора:

Замечание

Измерить емкость конденсатора можно только специальным прибором. Убедиться в неисправности конденсатора можно с помощью омметра с пределом измерений не менее 1000 кОм.

Подсоединяем к выводам конденсатора омметр и наблюдаем за его показаниями. Если конденсатор не пробит, то при подсоединении к нему выводов прибора омметр в первый момент будет показывать небольшое сопротивление, затем это сопротивление будет быстро увеличиваться, пока не стабилизируется. Аналогичное изменение показаний омметра должно повториться при изменении полярности прибора.

Неисправные ротор, статор, конденсатор или регулятор напряжения необходимо заменить. Если в выпрямительном блоке неисправен один или несколько диодов, следует заменить блок в сборе.

Сборка генератора

Предупреждение!

Перед запрессовкой переднего подшипника генератора на место необходимо проверить посадочное гнездо подшипника и при необходимости ножом или шабером восстановить фаску там, где кромки отверстия остались замятыми. При запрессовке переднего подшипника в крышку усилие необходимо передавать только на наружное кольцо подшипника.

1. Подобрав подходящие оправки из набора чашечного съемника, запрессовываем новый передний подшипник в посадочное гнездо в передней крышке до упора.

Сборка генератора

Предупреждение!

Выполняя следующую операцию, наносите молотком только легкие удары. Сильные удары могут расколоть крышку, изготовленную из хрупкого алюминиевого сплава.

2. При помощи стальной выколотки подходящего диаметра и молотка восстанавливаем завальцовку подшипника в крышке.

 Сборка генератора

Предупреждение!

Перед установкой заднего подшипника генератора убедитесь, что вал ротора надежно закреплен в тисках. Под вал ротора подложите деревянный брусок подходящего размера, чтобы при запрессовке не повредить переднюю крыльчатку ротора. Во избежание повреждения подшипника удары наносите только по внутреннему его кольцу.

3. При помощи отрезка трубы подходящего диаметра (можно использовать глубокую головку на 19 мм) до упора напрессовываем новый подшипник на вал ротора.

Сборка генератора

Дальнейшую сборку генератора выполняем в последовательности, обратной разборке. При этом совмещаем метки, нанесенные на крышки и статор генератора. Окончательно затягиваем стяжные болты равномерно, крест-накрест, в несколько приемов по полоборота. Затянув болты, убеждаемся в легком вращении ротора (задание ротора может быть из-за перекоса крышек). Перед затягиванием болтов крепления обмоток статора убеждаемся, что под их головками установлены изо-лирующие шайбы.

Предупреждение!

При установке регулятора напряжения не прилагайте боковых усилий к щеткам.


Добавить комментарий